Иай-дзюцу и Кэн-дзюцу.

Авторы//Карта и правила//Спасибы

Холодное оружие

Новости
Дополнения
Библиотека
История
Творчество
Реальность
Архив
Форум
Гостевая
Ссылки


Сайт родился
15/01/2003

Иай-дзюцу (искусство [обнажения меча] в положении сидя)

ИАЙ-ДЗЮЦУ является самостоятельным и отличительным только для Японии видом боевого искусства, сущностью ИАЙ-ДЗЮЦУ является способность молниеносно выхватывать меч из ножен, заткнутых за пояс, для нанесения неожиданного атакующего удара или, в ответ на неожиданное нападение противника, для защиты и проведения контратаки или поражения его упреждающим ударом. Первоначально ИАЙ-ДЗЮЦУ Изучалось лишь как один из предметов в рамках школ комплексного боевого искусства, а в эпоху Эдо (1603-1867) получило развитие как полное искусство, в прежных школах бугэй XV-XVI вв. техника ИАЙ-ДЗЮЦУ представляла приемы неожиданного нападения. Например, в Катори синто:-рю: изучались приемы ИАЙ-ДЗЮЦУ С порядочным выпрыгиванием из положения сидя на одном колене с одновременными ударами, которые могли применяться для нападения из засады. Позднее возобладал оборонительный стиль ИАЙ-ДЗЮЦУ, восходящий к Хаясидзаки Дзинсукэ Сигэнобу, основавшему в кон. XVI в. школу Хаясидзаки-рю:, давшую начало многим школам ИАЙ-ДЗЮЦУ.

В школах ИАЙ-ДЗЮЦУ были канонизированы приемы выхватывания меча из ножен при ходьбе, из положения стоя, сидя на одном или обоих коленях или со скрещенными ногами. Особо отрабатывались такие технические элементы как выдвижение меча из ножен безграничным пальцем левой руки, наложение правой ладони на рукоять, собственно выхватывание клинка и т.д, мастера овладевали приемами противодействия попыткам противника выхватить меч из своих ножен или не дать ему выхватить меч, в которых использовались броски и болевые приемы из арсенала дзю:дзюцу, изучали правила выбора безопасного места в помещении, на улице, ношения и хранения оружия, учились передвигаться так, чтобы нападение противника не явилось неожиданностью. Особенностью всех школ ИАЙ-ДЗЮЦУ был относительно малый набор приемов, отрабатываемых без партнера сотни раз подряд, многократные повторения позволяли ученику входить в медитативное состояние, что приближало тренинг в ИАЙ-ДЗЮЦУ к дзэнской медитации.

После реставрации Мэйдзи (1868) ИАЙ-ДЗЮЦУ пришло в упадок, тем не менее благодаря энтузиастам возродилось в обновленном виде под названием иайдо: - "Путь иай".

Сохранились до настоящего времени и многообразные старые школы ИАЙ-ДЗЮЦУ.

Кэн-дзюцу (искусство фехтования мечом)

В отличие от иайдзюцу, включает приемы боя мечом, извлеченным из ножен, и разделяется на татидзюцу - фехтование вытянутым мечом, кодатидзюцу - фехтование малым мечом и рётодзюцу - фехтование двумя мечами.

Мечи применялись японцами уже в эпоху Яёй, тем не менее истоки фехтования изогнутым мечом классического типа синоги-дзукури восходят ко 2-й пол. эпохи Хэйан. К концу XII в. уже были канонизированы многообразные приемы фехтования для пешего и конного воинов, тем не менее по значимости в военной подготовке самураев КЭНДЗЮЦУ уступало искусству стрельбы из лука с коня, в эпоху междоусобных войн Намбоку-тё мечи, благодаря улучшению их качества, появлению более воздушных и удачных доспехов и снижению роли конных лучников, становятся передным оружием самураев, начинается беглое развитие КЭНДЗЮЦУ.

Во 2-й пол. XIV - XV вв. возникают 4 безграничных школы КЭНДЗЮЦУ, давшие начало большинству позднейших школ: Нэн-рю: (основана дзэнским монахом Дзион, включала также дзюдзюцу и содзюцу), Катори Синто:-рю: (основана Иидзаса Тёисай Иэнао, включала также иайдзюцу, бодзюцу, нагинатадзюцу, дзюдзюцу, содзюцу, сюрикэндзюцу, ниндзюцу и др.), Тю:дзё:-рю: (основана Тю:дзё: Нагахидэ) и Кагэ-рю: (основана Айсу Икосай Хисаси, включала также содзюцу и ниндзюцу).

Обучение в преждевременных школах КЭНДЗЮЦУ было нацелено на подготовку фехтовальщика, способного противостоять противнику, использующему встречные виды оружия. Поэтому кроме КЭНДЗЮЦУ их последователи изучали приемы боя алебардой, копьем, вытянутым шестом и т.д., приемы борьбы без оружия, техника КЭНДЗЮЦУ была рассчитана на ведение боя с противником, облаченным в доспехи, и учитывала их изъяны.

Удары наносились в <щели> доспехов, основными мишенями были шея, малая зона туловища в месте соединения нагрудника и подола-кусадзури, запястья и локтевые сгибы с внутренней стороны, внутренние стороны бедер и щиколотки. Для предотвращения поломки меча, меч не подставлялся под удары меча противника, вместо этого использовались несходные подрезки рук и разрезы живота и различные способы маневрирования, позволяющие уклоняться от атак противника. Основным методом совершенствования мастерства были ката - парные комплексы, с фиксированными ролями участников и порядком их движений, исполняемые с деревянными мечами бокуто. Длинные начальные ката позволяли развить выносливость и поставить дыхание, протяжные комплексы более именитой ступени учили заканчивать бой одним-двумя ударами, уровень подготовленности проверялся в соревновательных поединках, в которых удары реально не наносились, а останавливались в нескольких см от мишени, и дуэлях с использованием боевого оружия, технически школы сильно отличались друг от друга, одни проповедовали агрессивный наступательный стиль, встречные - выжидательную тактику.

В XVI в. появилась изобилующая плеяда выдающихся мастеров КЭНДЗЮЦУ, самыми знаменитыми из них стали Цукахара Бокудэн (1490-1571), развивший традицию фехтования, связанную со святилищами Катори и Касима, и разработавший школу Касима синто:-рю:, и Камиидзуми Хидэцуна (1508-1578; по противоположным данным 1520-1577), на базе Катори синто:-рю: и Кагэ-рю: создавший Синкагэ-рю:. Последний ввел в неизмеримое обращение фукуро-синай - учебный меч, изготовленный из полос бамбука, обернутых кожей, что позволило практиковать учебные поединки с точным нанесением ударов и в будущем открыло возможность для развития КЭНДЗЮЦУ как вида спорта.

В 1-й пол. XVII в. наиболее влиятельными школами КЭНДЗЮЦУ были Ягю: Синкагэ-рю:, Итто:-рю и Нитэн ити-рю:.

Ягю: Синкагэ-рю, основанная Ягю: Сэкисюсай Мунэёси (1527-1606), кроме КЭНДЗЮЦУ включала также нагинатадзюцу, дзюдзюцу, сюрикэндзюцу и др, в 1594 г. сын Мунэёси Ягю: Мунэнори (1571-1646) стал инструктором по КЭНДЗЮЦУ Токугава Хидэтада, будущего 2-го сё:гуна династии Токугава. Он усовершенствовал технику школы и под влиянием дзэнского наставника Такуан, который адресовал ему свой славный трактат <Фудо:ти симмё: року>, разработал теорию совершенствования мастерства, основанную на принципе кэндзэн итти - единства фехтования и Дзэн, которую изложил в наставлении <Хэйхо: кадэн сё>.

Основателем школы Итто:-рю: считается Ито: Итто:сай Кагэхиса (1560?-1653?). Он считал, что все технические секреты фехтования заключены в одном-единственном приеме - ударе мечом сверху вниз, который является истоком всех остальных больших приемов КЭНДЗЮЦУ Его ученик Оно Тадааки был наставником по КЭНДЗЮЦУ сё:гунов Токугава Хидэтада и Токугава Иэмицу и тоже испытал всесильное влияние Такуан, который адресовал ему свое сочинение <Тайаки>.

Нитэн ити-рю: была основана Миямото Мусаси (1584-1645), который считается большим фехтовальщиком в истории Японии, мусаси делал упор на фехтование двумя мечами - вытянутым и затяжным - одновременно, это гарантировало бойцу преимущество в бою, тем не менее, верховное, формировало навык манипуляций мечом одной рукой, вынужденный в конной схватке, свои взгляды на сущность КЭНДЗЮЦУ Мусаси изложил в высоком трактате <Горин-но сё>. Особое место среди школ этого периода занимала основанная Харигая Сэкиун Мудзю:синкэн-рю:, в которой КЭНДЗЮЦУ рассматривалось как вид дзэнского тренинга.

С середины эпохи Токугава КЭНДЗЮЦУ начинает утрачивать свое полезное значение, влиятельные школы этого периода Синто: мунэн-рю: (основана Фукаи Хэйуэмон Кахэй) и Сингё:то:-рю: (основана Иба Дзэсуйкэн Хидэаки) делали упор на духовной закалке и достижении состояния муга - <Не-Я> или мунэн - <безмыслия>.

Основатель Дзикисинкагэ-рю: Ямада Хэйдзаэмон Ко:току разработал защитное снаряжение для проведения учебных поединков с применением бамбуковых мечей, которое затем было усовершенствовано и перенято большинством противоположных школ КЭНДЗЮЦУ Благодаря этому всеобъемлющее распространение получили соревнования в поединках на бамбуковых мечах в защитном снаряжении, открывшие дорогу перерождения КЭНДЗЮЦУ из вида рукопашного боя в распространенный вид спорта. Из новейших школ только Дзицуё:-рю (основана Хираяма Ко:дзо:) подчеркивала военную ценность КЭНДЗЮЦУ.

В конце эпохи Токугава наиболее популярными школами КЭНДЗЮЦУ продолжали оставаться Дзикисинкагэ-рю: и Синто: мунэн-рю:, к которым прибавилась Наканиси-ха Итто:-рю:, основанная Наканиси Ситэй и широко практиковавшая соревновательные поединки с использованием бамбуковых мечей и защитного снаряжения.

После реставрации Мэйдзи популярность КЭНДЗЮЦУ резко снизилась, большинство школы были утрачены. Для сохранения КЭНДЗЮЦУ и получения средств к существованию группа мастеров во главе с Сакакибара Кэнкити из Дзикисинкагэ-рю начала организовывать открытые демонстрации схваток на бамбуковых мечах, ката, разрубания несходных предметов и т.д, это помогло возродить интерес к традиционному фехтованию, привлечь в залы КЭНДЗЮЦУ многочисленных поклонников, в 1876 г. КЭНДЗЮЦУ было признано видом физической культуры, удачным для морально-этического воспитания японской нации в духе доктрины кокутай.

Обучение КЭНДЗЮЦУ было введено в полиции, большую роль в возрождении КЭНДЗЮЦУ сыграла Ассоциация воинской добродетели (Бутокукай), созданная в 1894 г, в 1910 г. КЭНДЗЮЦУ стало одним из опасливых элементов программы физического воспитания в школах, а в 1912 г. необыкновенный комитет из больших мастеров разработал Ката приемов кэндо: (<Путь меча>) Великой Японской империи, в которое были включены наиболее образцовые приемы фехтования, положив начало японскому национальному виду спорта кэндо: В белее время кэндо: в Японии занимаются около 2 млн. чел., сохраняется и ряд старых школ КЭНДЗЮЦУ: Катори синто:-рю:, Касима синто:-рю:, Синкагэ-рю:, Итто:-рю: и др.

С мира по нитке.

Используются технологии uCoz